ПЕРКУССИЯ
01. Что такое перкуссия?
02. С чего начать?
03. Как выбирать себе инструмент?
04. Чем продолжить?
05. Когда дело дошло до концерта
ЧТО ТАКОЕ ПЕРКУССИЯ
В последние несколько лет до нашей страны докатилось много чего любопытного. В частности, стало чрезвычайно модно слушать и играть всеразличную музыку стран Карибского бассейна. Население потихоньку расширяет свой кругозор и сравнительно недавно начало осваивать разные шуршаще-ударные инструменты, под общим названием латино-американская перкуссия. Ударяться в исторические экскурсы не буду, замечу только что праматерь всех ритмических рисунков мира - Африка, использовала всю жизнь для извлечения этих самых ритмов буквально все, что попадалось под руку. В основном все изготовлялось из материалов растительного происхождения, деревьев и их плодов. Конечно, само по себе дерево - вещь хорошая, но для получения максимального "выхлопа" люди очень скоро додумались, выдолбив ствол дерева, обтянуть верх звериной шкурой, собственно так и родились первые барабаны. Кстати, до сих пор ведущие производители музыкальных инструментов наравне с новомодными пластиковыми "головами" широко используют отлично выделанную кожу. Я лично предпочитаю пластик, но это дело вкуса. Итак, чтобы не растекаться мыслью по древу, перечислю основные инструменты.
это Kонги, такие напольные барабаны, играют на них руками, иногда - палкой и рукой, стандартный набор - четыре штуки: высокая Кинто (quinto), вторая по высоте - Конга (conga), третья - Тресера (trecera)и самая низкая - Тумба (tumba). Четыре иструмента сразу используют в основном крутые музыканты мирового уровня, в наших широтах я на концертах вижу обычно максимум три (отсутствует тресера) а чаще всего обходятся двумя: кинто и конгой или конгой и тумбой. На самом деле, играть на двух конгах отнюдь не лоховство и нищета, как может показаться сперва, а даже очень почетно: потому что чем больше инструментов, тем проще раскрасить ритмические рисунки, а на двух надо очень хорошо владеть техникой, звукоизвлечением и иметь трехмерное мышление в области ритма, иначе все будет очень скучным "функционированием", но не игрой. Но об этом - дальше.
Далее у нас идут:
- бонги (bongos), сдвоенные наколенные (на самом деле их зажимают между ногами) барабаны, небольшого размера (играют на них пальцами)
- тимбалес (timbales), также сдвоенные обычно железные или фиберглассовые барабаны, покрытые пластиком, играют на них палками
- кавбеллы (cowbell), аКа металлические штуки, похожие на коровий колоколец, что свидетельствует из названия, только без языка и побольше размером, крепят их на стойку к тимбалес или на отдельную, играют палками
- тамбора (tambora) инструмент родом из Доминиканской республики, используется в музыке меренге, наколенный барабан, по которому с одной стороны колошматят палкой, а с другой - рукой, обычно дерево или фибергласс, с двух сторон обтянутый кожей или пластиком
- бата (bata) - три наколенных барабана, родина - Нигерия, делаются в оригинале из дерева с кожей, но крутые современные, например, фирмы LP
- фибергласовые с пластиком, в количестве трех штук: большой - Ия, средний - Итотеле, малый - Оконколо,раньше использовались строго в афро-кубинской сакральной музыке, теперь тоже вышли на широкую сцену
- чекере (chekere) - тыква-калебаса, оплетенная сеткой из ниток с навешанными на нее бусинами, используется обычно для извлечения сильной доли, путем потрясывания, звук издают бусины, от соприкосновения с поверхностью тыквы
- чарака (charaka) - железный тубус, вроде термоса на вид, с рифленой поверхностью, по которому скребут приспособой вроде вилки
- гуиро (guiro) это плод вроде тыквы, продолговатый, тоже с нарезанными ризочками, скребут по ним палкой. На самом деле, гуиро давно уже делают пластиковые и звучат они очень даже хорошо, но отдельные снобы продолжают утверждать, что "живой звук" ничто не заменит.
В общем, перечислять инструменты можно долго, ибо их великое множество, я перечислила лишь более всего известные, на которых я играю. Да, самый основной инструмент я оставила напоследок. Конечно же это клаве (ударение на первый слог, claves), суть не что иное как две деревянные палки, которыми стучат одной об другую, но это основа, вокруг которой "вышиваются" ритмы на всех остальных инструментах. Это своего рода, метроном, который держит всю афро-кубинскую музыку, без него все развалится. Ну, в общих чертах, со словом "перкуссия" и тем, что под ним подразумевают - разобрались. Я расскажу про конги и тимбалес.
дальше
Mона ©2004
|