домой
    героини
    статьи
    школа
    ссылки
    гостевая
    почта
    доска объявлений

СВЕТЛАНА "СветАмузыка" ШУМКОВА: ИЗ КЛАССИКИ В РОК
Эксклюзивное онлайн-интервью для DRUMGIRLS


— …Это твое первое интервью вне каких-либо коллективов?
— Да. И это приятно.

— Давай с самого начала: я знаю, что ты долго занималась классикой и играла раньше совсем на другом инструменте. Так?
— Да, так. В 5 лет мама отвела меня в музыкальную школу на скрипку (она сама музыкант, с пеленок мне что-то пела, играла, учила). Лет с 7 до 12 я играла в камерном детском оркестре (все это в Калининграде происходило, откуда я родом). Конкурсы, поездки (почти всю Европу исколесили — Германия, Франция, Дания, Швейцария и т.д.). А в 13 лет меня как особо талантливого ребенка мама повезла в Москву — поступать в ЦМШ при Консерватории. Я поступила, но уже тогда подсела на разного рода рок-музыку и через год уже нашла себе преподавателя, стала заниматься барабанами.

— А не обламывала простота рока после скрипки?
— Нет, наоборот. Совсем другая культура, все другое. Нет нот, есть такое понятие как «драйв», другие гармонии, вокалист орет, как резаный и т.д. На начальном этапе академическое образование даже немного мешало.

— Я представляю, рокеры-то все на пальцах, все на пальцах… Значит, ты сама нашла себе преподавателя? Это очень серьезный момент для 15-летней девочки. Кстати, сколько тебе лет?..
— Первого ноября будет 22.

— …Так как ты вышла на своего преподавателя? Это был кто-то из знакомых или, может, по объявлениям?
— О, это, можно сказать, мистическая история! Однажды я ехала в автобусе, и познакомилась там с молодым человеком. Молодой человек оказался басист. «Слушай, — сказала я, — у тебя есть знакомые барабанщики? Меня интересует все — общение, уроки, школы — все». «Конечно есть!» — говорит он мне и через какое-то время знакомит со своим барабанщиком. А тот в свою очередь отвел меня к преподавателю. С учителем мне очень повезло — Роздин Владимир Дмитриевич, офигенный барабанщик и человек. Сидел со мной первое время чуть ли не каждый день, по 4-5 часов, абсолютно безвозмездно! Мне даже выразить сложно, как я ему благодарна. У нас очень хорошие отношения, он мне почти как папа. Возвращаясь в началу истории — прикол в том, что тот самый мальчик из автобуса был вообще первым человеком, с кем я познакомилась за пределами ЦМШ.

— Вот это называется судьба. Здорово, что в мире есть такие бескорыстные люди… Таки ты начала заниматься ударными. А почему не другим инструментом? От струн устала к тому времени?
— Я сама задумывалась над этим вопросом, т.к. момент, когда я выбрала именно барабаны в упор не помню. Версий две: первая — гитара, бас-гитара, это тоже струнные инструменты, возможно хотелось чего-то кардинально нового. Вторая версия — мама музыкант, папа мастер спорта, каждый с детства тянул в свое. В итоге я их желания совместила.

— А родители вообще как-то среагировали на резкую смену всего сразу?
— Они были просто в шоке!!! Мало того, что я в Москве была одна, а они остались дома — все же за 13-14 летнего ребенка не переживать сложно. Так еще и какая-то там рок-музыка, какие-то там барабаны! Крах семейных надежд. Мама до сих пор до конца не воспринимает — ей как классическому музыканту до мозга костей принять все это сложно. И потом, она очень хотела, что бы я была скрипачкой. Тем более, что даже уже к такому возрасту все шло более чем неплохо.

— Да уж, ожидаемая реакция… Так что мы имеем в итоге? Скрипка, фортепьяно по умолчанию и ударные? На чем-то еще играешь?
— Нет, к сожалению. Недавно решила как-то освоить гитару, надоело согруппникам объяснять идеи на пальцах. Немного перкуссией владею, пою еще. Вроде все.
.
— Немного перкуссией — это чем и насколько серьезно?
— Думаю, что несерьезно скорее. Могу при наличии конгов-бонгов что-то изобразить. Один раз была ситуация, когда отписала песню, отпустив пружину на малом и играя руками. Все слушают, слышат, что перкашн, но никто не может угадать, что же это.

— Интересный вариант. Это с кем такое было?
— С Малежиком, на записи альбома «Домашняя работа». Проблема была в том, что по концепции у меня были только малый, хэт и тарелочка. Все! Писались вместе, типа атмосфера «при костре». Ну, одну песню щетками, другую рим-шот, третью еще как-то... А дальше надо было что-то придумать. Ударных точек-то, считай, только малый с хэтом. Ну, я и придумала.

— Мадам знает толк в удовольствиях… Слушай, с такими умениями да еще и образованием ты должна быть на расхват, а? Вот конкретно — в скольких проектах сейчас одновременно играешь? Скажем, за последний месяц сколько их было?
— Бывает, что нарасхват. А бывает, что нет. Нестабильная профессия ж в принципе. Да и не настолько я еще крута, что б все знали — вот, есть такая Света-барабанщица!
Проектов как правило одновременно 3-5. Сейчас два постоянных, еще в один позвали, один в процессе и еще пара про запас.

— Слушай, рок роком, но к Малежику-то ты как попала?
— Это история в стиле «Санта-Барбары»  — человек из проекта, в котором я играла, привел меня к Малежику, у которого он тоже играет. Концертов там было немного, но негативных воспоминаний нет.

— Вернемся к скромности, однако. Конкурентки у тебя есть?
— В Москве, насколько мне известно, есть хорошо играющие барабанщицы. Я лично, правда, не слышала (кроме одной — но тут сравнивать некорректно, она совсем джазовая). Но раз люди где-то играют, пишутся на студиях, концертируют — значит, конкурентки есть!
.
— А с парнями как? Выдерживаешь конкуренцию? И вообще, были ли ситуации, в которых возникали какие-то проблемы или неудобства именно потому, что ты не парень?
— Были случаи, когда на саунд-чеках звукорежиссеры говорили: «Скажите барабанщику то-то». «У нас не барабанщик, а барабанщица!» Реакция на это: «Ого!» в разных вариациях. Проблем из-за половой принадлежности нет, кроме двух: иногда все же тяжело таскать весь стафф, если его особенно много, и на гастролях в поездах-самолетах тяжело выдерживать пьянки коллег.

— То есть, по большому счету, со стороны сильного пола идет одобрямс. Это греет. А как насчет чисто женских коллективов? Тебе проще в них или с противоположным полом? Вообще, на твой взгляд, какие-то серьезные отличия есть?
— Одобямс идет от тех, кто меня знает, или от просто нормальных людей. Редко, но встречаются личности с монологом: «Не-е-е, женщина никогда не сможет игра-а-ать как мужчи-и-ина». В сад, в сад!
Женские коллективы — ничего против не имею. Особых различий с мужскими тоже не наблюдаю. Тут проблема в другом — играющих девушек в принципе очень мало, а уж найти среди них тех, с кем будет интересно, единомышленников… вот это трудно.

— Да, с этим всегда сложности. А какой самый-пресамый комплимент тебе отвешивали как барабанщице?
— Не могу что-то выделить… Я, скорее, обращаю внимание на то, кто мне это говорит. От людей, которых я очень уважаю как музыкантов, например, приятно услышать даже самое затрапезное «Молодец, Света!»

— А вот, кстати, насчет переноски тяжестей. Ты сейчас развеиваешь серьезный миф о том, что все барабанщицы — перекачанные культуристки, да еще наверняка феминистки и вообще стопроцентные лесбиянки. Активные, ага. Ну-ка, колись…
— У меня мышц действительно несколько побольше, чем у обычной девушки, но не настолько, чтобы считаться культуристкой. Так, если руки-ноги напрягу, то видно что-то будет.
Про лесбиянок — сказать ничего не могу, не сталкивалась. Тем более про активных. Зато у меня есть активный бой-френд!

— А мышцы у тебя откуда взялись? Только от игры на ударных или все-таки спорт имеет место быть? Может, зарядку делаешь по утрам?
— Думаю, что от барабанов в том числе, конечно. Ну и, в принципе, я не боюсь тяжестей — мебель дома двигаю, сумки из магазинов таскаю.
Зарядку делаю крайне редко. А вот иногда приходится мотоцикл поднимать — это тоже способствует появлению мышц.

— Поднимать мотоцикл?! Сильно. А зачем его поднимать?
— Когда учишься ездить (а я учусь), то иногда падаешь. Вот я и поднимаю.

— А перед выступлением ты разогреваешься, какие-то упражнения делаешь? Вообще, разминка как таковая — игрой или физрой — есть перед выходом на сцену?
— Чаще всего просто играю рудименты по любым поверхностям — стул, стенка, кофр. Если был саундчек, то разминка, считай, уже состоялась. Легче, конечно играть не «с ходу», а будучи разыгранной. Вроде все…

— А на концертах для тебя что самое сложное?
— Не очень комфортно, когда подряд песен 5-7 в очень быстрых темпах. Хотя, если такие концерты играть раза четыре в неделю, то все будет хорошо. Обламывает, если с инструментом что-то происходит — бочка едет, хэт «проваливается».

— Вот, кстати, расскажи о самых странных условиях и/или месте, в которых доводилось играть.
— Будучи в группе «Кеды» (в период, когда еще был Левкин), попали на тусу с фанерным концертом, но инструмент стоял весь от и до! Я приехала случайно, т.к. никто не знал, что будут барабаны. Так, тусануть подкатила. Ну а раз приехала — надо играть! А палок-то с собой и нет. Пришлось из газет сматывать трубочки и обматывать скотчем. Умора была, конечно. С «Концом Фильма» был случай: в каком-то городе поставили советский электронный «Лель» или что-то вроде того. Непередаваемое было звучание. Еще один раз прямо возле меня взорвался рэк с аппаратом, тут же порвался тент над сценой и нас окатило мощным холодным душем. А однажды барабаны свалились с подиума прямо на вокалиста.

— Да, экстремальные условия. А бывало такое, что тебя звали играть с кем-то, а ты отказалась? Не просто не смогла, а категорически отказала?
— Я сознательно стараюсь играть в нескольких проектах — это полезно по многим причинам. Отказываюсь, если группа совсем неинтересная. И часто действительно бывает так, что не могу — занята уже где-то.

— А собственные проекты планируются? Композиторством балуешься?
— Был опыт сочинения саунд-трека полностью — композиторская работа, запись, сведение и т.д. Лично мне сейчас не очень нравится результат (по звучанию, по идеям все режиссеру понравилось) — я тогда только-только начинала осваивать какие-то программы, вникать во все это. Сейчас планируется еще один саундтрек — жду, когда режиссер с командой приедут из съемочной экспедиции.
Сама тоже пописываю, но толком занятся пока нет времени. Тем не менее, думаю, что реальная работа не за горами.

— Со всеми этими тучами групп и постоянными гастролями ты как-то продолжаешь заниматься дома?
— Это, кстати, иллюзия, что я вот так прямо не вылезаю из всего этого. Сейчас, например, у меня за неделю было только три репетиции и концерт. Учитывая, что занимаюсь я только музыкой, времени — вагон. Конечно, стараюсь двигаться дальше. Если не получается приехать на базу — к моим услугам дома пэд и куча нотных школ.

— А ты левша или правша?
— Правша. Занимаюсь, кстати, левой рукой отдельно — она, естественно, менее развита, чем правая. И еще странность: я до сих пор автоматом гитарные партии перекладываю на скрипичную аппликатуру, на левую руку, и странно то, что тут же могу «отстучать» пальцами правой то же самое.

— Давай пройдемся по инструментам. Есть какие-то предпочтения в этом плане? Железо, там, палки. Чем вообще играешь?
— Предпочтений особых нет, т.к. я думаю, что любой инструмент стоимостью от 1500$ будет звучать как минимум неплохо. Из железа люблю Paiste, но это скорее связано с тем, что оно подходит для большинства музыки, которую играю. Палки — Pro Mark Millenium II с нейлоновыми кончиками, например. А так — в чехле целый веник самых разнообразных. Мой размер — 5А, иногда 7А.

— Ты отслеживаешь новинки в этой области? Знаю людей, которые просто ходячие энциклопедии насчет этого.
— Если честно — практически не отслеживаю. Наверное, это плохо. Узнаю, в основном, от коллег, на сайты, бывает, захожу… А вообще, когда кто-то начинает мне сыпать аббревиатурами и цифрами — я чаще всего делаю умное лицо и просто слушаю.

— А как ты определилась с выбором, скажем, железа?
— Бывая на базах, студиях — то ткнешь, на этом поиграешь. Как-то сложилось, что Paiste запал в душу.

— А на какие-нибудь клиники, драм-фесты ты заглядываешь? В последнее время в Москве это дело вроде бы часто бывает…
— Посещаю, как большинство музыкантов, выставку «Музыка-Москва» в Сокольниках. На прочие мероприятия попадать пока, к сожалению, не удавалось — все время складывается так, что либо меня в этот момент нет в Москве, либо узнаю слишком поздно. Жалею, что многого и многих мировых барабанщиков не видела «вживую», но сейчас сюда постоянно кто-то приезжает — думаю, все же доберусь.

— Кстати, о мировых барабанщиках. Как у нас с кумирами обстоит?
— Тоже не могу сказать, что вот, такой-то — мой идол. Все же играют разную музыку, по-разному. Навскидку — Стив Гэдд, Колаюта, Чемберс, из роковых много интересных…
— А из соотечественников?
— Мой учитель, например. Еще Джавад-Заде, Кротов Андрей, Севастьянов Дима; Григорьев Олег очень нравится как играет. Много, в приципе, хорошо играющих людей. Но мне мало кто нравится — цепляет, когда человек помимо техники-ровности-драйва еще играет и просто музыкально. И последнее бывает редко.

— То есть, ты согласна с утверждением, что можно с офигенной техникой совершенно неинтересно играть?
— Конечно! Лучше всего на эту тему сказал, на мой взгляд, Терри Боззио: «Техника — это способ выражения идеи». Добавить нечего.

— А каково твое отношение к барабанным соло?
— Очень положительное. Это возможность полностью себя раскрыть как музыканта, даже композитора.

— Гитаристы не возмущаются?
— Я играла что-то похожее на соло в джазовом составе — там это обычное дело.

— В рок-проектах, значит, с этим туго?
— Лично мне в рок-проектах соло играть пока не доводилось. Со стороны тоже не слышала, но по-моему такое все же практикуется, хоть и редко. Тут много причин: зависит от публики, подготовки соло, уместности — и до бесконечности.

— Понятно. А со «злыми металлистами» играть доводилось?
— Когда-то в самом начале, я еще в Калининграде жила. Причем, я не могу понять, как я могла что-то играть — я даже не знала, как что в барабанах называется. Но пару песен до сих пор помню. Недавно нашла сайт этих ребят — оказывается, у них сейчас контракт с каким-то финским лейблом, гастроли, все остальное.

— Но в две бочки-то сыграешь сейчас?
— Вряд ли. То есть, что-то по минимуму могу, но не более того. Этим же надо специально заниматься. Зато с одной ногой люблю всяческие форшлаги и прочие мелочи!

— Кстати, при альтернативе играть (допустим, случилась такая необходимость и ты достаточно поготовлена) в две бочки или с карданом, что ты выберешь? При условии, что все тебе привезут и поставят лучшего качества, отстройки и так далее.
— Наверное, буду на саундчеке гонять техников: «Поставьте мне это, а теперь это», и потом выберу. Так с ходу ответить не могу — не хватает опыта пользования, чтобы сравнивать.

— Разумно. А на концертах ты играешь с метром в ушах или без?
— С метрономом играю, когда есть плэй-бэк — портостудия, отдельный канал для барабанщика, и т.д. Тут уж без него никак. А так нет. Мне кажется, что если музыка полностью живая — в клике нет смысла.

— Подходим к концу потихоньку. Представь ситуацию, что у тебя есть дочь лет, скажем, 14-ти. В какой-то момент ты узнаешь, что она хочет играть на ударных. Твои действия?
— Да пускай играет. Наверное, помогу ей с преподавателем, сама что-то расскажу. У каждого есть выбор, чем заниматься.

— То есть, помочь ей захочешь, да? О чем тогда расскажешь в первую очередь?
— Точно не буду стращать — практика показывает, что по жизни пока человек на себе не испытает, не поймет.
Возможно, какие-то базовые знания теории, сольфеджио, постановки, посадки и т.д.

— А о чем ни за что не расскажешь? Из области «Тяжела и неказиста…», я имею в виду.
— «Доченька, ну подумай, зачем тебе эти барабаны? Таскать их, на сцене тебя нифига не видно, скучные рудименты часами надо играть» — вот этого точно не будет. Пускай сама познает. Если желание играть серьезное, то перечисленное выше не помеха. Если нет — то нет.

— Отлично. Последний вопрос: чего бы ты посоветовала НЕ делать девчонкам, которые только-только начали заниматься барабанным делом?
— Главное — не слушать тех, кто говорит примерно следующее: «Не, ну ты че, женщина не может играть на барабанах, как мужчина и никогда не сможет, так что даже не стоит и ваще зачем тебе это».
Вера в себя, усидчивость, хороший преподователь и желание — и все будет хорошо!


21 октября 2005
Общалась Маша Киндер
DRUMGIRLS © 2005

назад


 

© Design by Jane