СВЕТЛАНА "СветАмузыка" ШУМКОВА: ИЗ КЛАССИКИ В РОК
Эксклюзивное онлайн-интервью для DRUMGIRLS
Это твое первое интервью вне каких-либо коллективов?
Да. И это приятно.
Давай с самого начала: я знаю, что ты долго занималась классикой и играла раньше совсем на другом инструменте. Так?
Да, так. В 5 лет мама отвела меня в музыкальную школу на скрипку (она сама музыкант, с пеленок мне что-то пела, играла, учила). Лет с 7 до 12 я играла в камерном детском оркестре (все это в Калининграде происходило, откуда я родом). Конкурсы, поездки (почти всю Европу исколесили Германия, Франция, Дания, Швейцария и т.д.). А в 13 лет меня как особо талантливого ребенка мама повезла в Москву поступать в ЦМШ при Консерватории. Я поступила, но уже тогда подсела на разного рода рок-музыку и через год уже нашла себе преподавателя, стала заниматься барабанами.
А не обламывала простота рока после скрипки?
Нет, наоборот. Совсем другая культура, все другое. Нет нот, есть такое понятие как «драйв», другие гармонии, вокалист орет, как резаный и т.д. На начальном этапе академическое образование даже немного мешало.
Я представляю, рокеры-то все на пальцах, все на пальцах
Значит, ты сама нашла себе преподавателя? Это очень серьезный момент для 15-летней девочки. Кстати, сколько тебе лет?..
Первого ноября будет 22.
Так как ты вышла на своего преподавателя? Это был кто-то из знакомых или, может, по объявлениям?
О, это, можно сказать, мистическая история! Однажды я ехала в автобусе, и познакомилась там с молодым человеком. Молодой человек оказался басист. «Слушай, сказала я, у тебя есть знакомые барабанщики? Меня интересует все общение, уроки, школы все». «Конечно есть!» говорит он мне и через какое-то время знакомит со своим барабанщиком. А тот в свою очередь отвел меня к преподавателю. С учителем мне очень повезло Роздин Владимир Дмитриевич, офигенный барабанщик и человек. Сидел со мной первое время чуть ли не каждый день, по 4-5 часов, абсолютно безвозмездно! Мне даже выразить сложно, как я ему благодарна. У нас очень хорошие отношения, он мне почти как папа.
Возвращаясь в началу истории прикол в том, что тот самый мальчик из автобуса был вообще первым человеком, с кем я познакомилась за пределами ЦМШ.
Вот это называется судьба. Здорово, что в мире есть такие бескорыстные люди
Таки ты начала заниматься ударными. А почему не другим инструментом? От струн устала к тому времени?
Я сама задумывалась над этим вопросом, т.к. момент, когда я выбрала именно барабаны в упор не помню. Версий две: первая гитара, бас-гитара, это тоже струнные инструменты, возможно хотелось чего-то кардинально нового. Вторая версия мама музыкант, папа мастер спорта, каждый с детства тянул в свое. В итоге я их желания совместила.
А родители вообще как-то среагировали на резкую смену всего сразу?
Они были просто в шоке!!! Мало того, что я в Москве была одна, а они остались дома все же за 13-14 летнего ребенка не переживать сложно. Так еще и какая-то там рок-музыка, какие-то там барабаны! Крах семейных надежд.
Мама до сих пор до конца не воспринимает ей как классическому музыканту до мозга костей принять все это сложно. И потом, она очень хотела, что бы я была скрипачкой. Тем более, что даже уже к такому возрасту все шло более чем неплохо.
Да уж, ожидаемая реакция
Так что мы имеем в итоге? Скрипка, фортепьяно по умолчанию и ударные? На чем-то еще играешь?
Нет, к сожалению. Недавно решила как-то освоить гитару, надоело согруппникам объяснять идеи на пальцах. Немного перкуссией владею, пою еще. Вроде все. .
Немного перкуссией это чем и насколько серьезно?
Думаю, что несерьезно скорее. Могу при наличии конгов-бонгов что-то изобразить. Один раз была ситуация, когда отписала песню, отпустив пружину на малом и играя руками. Все слушают, слышат, что перкашн, но никто не может угадать, что же это.
Интересный вариант. Это с кем такое было?
С Малежиком, на записи альбома «Домашняя работа». Проблема была в том, что по концепции у меня были только малый, хэт и тарелочка. Все! Писались вместе, типа атмосфера «при костре». Ну, одну песню щетками, другую рим-шот, третью еще как-то... А дальше надо было что-то придумать. Ударных точек-то, считай, только малый с хэтом. Ну, я и придумала.
Мадам знает толк в удовольствиях
Слушай, с такими умениями да еще и образованием ты должна быть на расхват, а? Вот конкретно в скольких проектах сейчас одновременно играешь? Скажем, за последний месяц сколько их было?
Бывает, что нарасхват. А бывает, что нет. Нестабильная профессия ж в принципе. Да и не настолько я еще крута, что б все знали вот, есть такая Света-барабанщица!
Проектов как правило одновременно 3-5. Сейчас два постоянных, еще в один позвали, один в процессе и еще пара про запас.
Слушай, рок роком, но к Малежику-то ты как попала?
Это история в стиле «Санта-Барбары» человек из проекта, в котором я играла, привел меня к Малежику, у которого он тоже играет. Концертов там было немного, но негативных воспоминаний нет.
Вернемся к скромности, однако. Конкурентки у тебя есть?
В Москве, насколько мне известно, есть хорошо играющие барабанщицы. Я лично, правда, не слышала (кроме одной но тут сравнивать некорректно, она совсем джазовая). Но раз люди где-то играют, пишутся на студиях, концертируют значит, конкурентки есть! .
А с парнями как? Выдерживаешь конкуренцию? И вообще, были ли ситуации, в которых возникали какие-то проблемы или неудобства именно потому, что ты не парень?
Были случаи, когда на саунд-чеках звукорежиссеры говорили: «Скажите барабанщику то-то». «У нас не барабанщик, а барабанщица!» Реакция на это: «Ого!» в разных вариациях. Проблем из-за половой принадлежности нет, кроме двух: иногда все же тяжело таскать весь стафф, если его особенно много, и на гастролях в поездах-самолетах тяжело выдерживать пьянки коллег.
То есть, по большому счету, со стороны сильного пола идет одобрямс. Это греет. А как насчет чисто женских коллективов? Тебе проще в них или с противоположным полом? Вообще, на твой взгляд, какие-то серьезные отличия есть?
Одобямс идет от тех, кто меня знает, или от просто нормальных людей. Редко, но встречаются личности с монологом: «Не-е-е, женщина никогда не сможет игра-а-ать как мужчи-и-ина». В сад, в сад!
Женские коллективы ничего против не имею. Особых различий с мужскими тоже не наблюдаю. Тут проблема в другом играющих девушек в принципе очень мало, а уж найти среди них тех, с кем будет интересно, единомышленников
вот это трудно.
Да, с этим всегда сложности. А какой самый-пресамый комплимент тебе отвешивали как барабанщице?
Не могу что-то выделить
Я, скорее, обращаю внимание на то, кто мне это говорит. От людей, которых я очень уважаю как музыкантов, например, приятно услышать даже самое затрапезное «Молодец, Света!»
А вот, кстати, насчет переноски тяжестей. Ты сейчас развеиваешь серьезный миф о том, что все барабанщицы перекачанные культуристки, да еще наверняка феминистки и вообще стопроцентные лесбиянки. Активные, ага. Ну-ка, колись
У меня мышц действительно несколько побольше, чем у обычной девушки, но не настолько, чтобы считаться культуристкой. Так, если руки-ноги напрягу, то видно что-то будет.
Про лесбиянок сказать ничего не могу, не сталкивалась. Тем более про активных. Зато у меня есть активный бой-френд!
А мышцы у тебя откуда взялись? Только от игры на ударных или все-таки спорт имеет место быть? Может, зарядку делаешь по утрам?
Думаю, что от барабанов в том числе, конечно. Ну и, в принципе, я не боюсь тяжестей мебель дома двигаю, сумки из магазинов таскаю.
Зарядку делаю крайне редко. А вот иногда приходится мотоцикл поднимать это тоже способствует появлению мышц.
Поднимать мотоцикл?! Сильно. А зачем его поднимать?
Когда учишься ездить (а я учусь), то иногда падаешь. Вот я и поднимаю.
А перед выступлением ты разогреваешься, какие-то упражнения делаешь? Вообще, разминка как таковая игрой или физрой есть перед выходом на сцену?
Чаще всего просто играю рудименты по любым поверхностям стул, стенка, кофр. Если был саундчек, то разминка, считай, уже состоялась. Легче, конечно играть не «с ходу», а будучи разыгранной. Вроде все
А на концертах для тебя что самое сложное?
Не очень комфортно, когда подряд песен 5-7 в очень быстрых темпах. Хотя, если такие концерты играть раза четыре в неделю, то все будет хорошо. Обламывает, если с инструментом что-то происходит бочка едет, хэт «проваливается».
Вот, кстати, расскажи о самых странных условиях и/или месте, в которых доводилось играть.
Будучи в группе «Кеды» (в период, когда еще был Левкин), попали на тусу с фанерным концертом, но инструмент стоял весь от и до! Я приехала случайно, т.к. никто не знал, что будут барабаны. Так, тусануть подкатила. Ну а раз приехала надо играть! А палок-то с собой и нет. Пришлось из газет сматывать трубочки и обматывать скотчем. Умора была, конечно. С «Концом Фильма» был случай: в каком-то городе поставили советский электронный «Лель» или что-то вроде того. Непередаваемое было звучание. Еще один раз прямо возле меня взорвался рэк с аппаратом, тут же порвался тент над сценой и нас окатило мощным холодным душем. А однажды барабаны свалились с подиума прямо на вокалиста.
Да, экстремальные условия. А бывало такое, что тебя звали играть с кем-то, а ты отказалась? Не просто не смогла, а категорически отказала?
Я сознательно стараюсь играть в нескольких проектах это полезно по многим причинам. Отказываюсь, если группа совсем неинтересная. И часто действительно бывает так, что не могу занята уже где-то.
А собственные проекты планируются? Композиторством балуешься?
Был опыт сочинения саунд-трека полностью композиторская работа, запись, сведение и т.д. Лично мне сейчас не очень нравится результат (по звучанию, по идеям все режиссеру понравилось) я тогда только-только начинала осваивать какие-то программы, вникать во все это. Сейчас планируется еще один саундтрек жду, когда режиссер с командой приедут из съемочной экспедиции.
Сама тоже пописываю, но толком занятся пока нет времени. Тем не менее, думаю, что реальная работа не за горами.
Со всеми этими тучами групп и постоянными гастролями ты как-то продолжаешь заниматься дома?
Это, кстати, иллюзия, что я вот так прямо не вылезаю из всего этого. Сейчас, например, у меня за неделю было только три репетиции и концерт. Учитывая, что занимаюсь я только музыкой, времени вагон. Конечно, стараюсь двигаться дальше. Если не получается приехать на базу к моим услугам дома пэд и куча нотных школ.
А ты левша или правша?
Правша. Занимаюсь, кстати, левой рукой отдельно она, естественно, менее развита, чем правая. И еще странность: я до сих пор автоматом гитарные партии перекладываю на скрипичную аппликатуру, на левую руку, и странно то, что тут же могу «отстучать» пальцами правой то же самое.
Давай пройдемся по инструментам. Есть какие-то предпочтения в этом плане? Железо, там, палки. Чем вообще играешь?
Предпочтений особых нет, т.к. я думаю, что любой инструмент стоимостью от 1500$ будет звучать как минимум неплохо. Из железа люблю Paiste, но это скорее связано с тем, что оно подходит для большинства музыки, которую играю. Палки Pro Mark Millenium II с нейлоновыми кончиками, например. А так в чехле целый веник самых разнообразных. Мой размер 5А, иногда 7А.
Ты отслеживаешь новинки в этой области? Знаю людей, которые просто ходячие энциклопедии насчет этого.
Если честно практически не отслеживаю. Наверное, это плохо. Узнаю, в основном, от коллег, на сайты, бывает, захожу
А вообще, когда кто-то начинает мне сыпать аббревиатурами и цифрами я чаще всего делаю умное лицо и просто слушаю.
А как ты определилась с выбором, скажем, железа?
Бывая на базах, студиях то ткнешь, на этом поиграешь. Как-то сложилось, что Paiste запал в душу.
А на какие-нибудь клиники, драм-фесты ты заглядываешь? В последнее время в Москве это дело вроде бы часто бывает
Посещаю, как большинство музыкантов, выставку «Музыка-Москва» в Сокольниках. На прочие мероприятия попадать пока, к сожалению, не удавалось все время складывается так, что либо меня в этот момент нет в Москве, либо узнаю слишком поздно. Жалею, что многого и многих мировых барабанщиков не видела «вживую», но сейчас сюда постоянно кто-то приезжает думаю, все же доберусь.
Кстати, о мировых барабанщиках. Как у нас с кумирами обстоит?
Тоже не могу сказать, что вот, такой-то мой идол. Все же играют разную музыку, по-разному. Навскидку Стив Гэдд, Колаюта, Чемберс, из роковых много интересных
А из соотечественников?
Мой учитель, например. Еще Джавад-Заде, Кротов Андрей, Севастьянов Дима; Григорьев Олег очень нравится как играет. Много, в приципе, хорошо играющих людей. Но мне мало кто нравится цепляет, когда человек помимо техники-ровности-драйва еще играет и просто музыкально. И последнее бывает редко.
То есть, ты согласна с утверждением, что можно с офигенной техникой совершенно неинтересно играть?
Конечно! Лучше всего на эту тему сказал, на мой взгляд, Терри Боззио: «Техника это способ выражения идеи». Добавить нечего.
А каково твое отношение к барабанным соло?
Очень положительное. Это возможность полностью себя раскрыть как музыканта, даже композитора.
Гитаристы не возмущаются?
Я играла что-то похожее на соло в джазовом составе там это обычное дело.
В рок-проектах, значит, с этим туго?
Лично мне в рок-проектах соло играть пока не доводилось. Со стороны тоже не слышала, но по-моему такое все же практикуется, хоть и редко. Тут много причин: зависит от публики, подготовки соло, уместности и до бесконечности.
Понятно. А со «злыми металлистами» играть доводилось?
Когда-то в самом начале, я еще в Калининграде жила. Причем, я не могу понять, как я могла что-то играть я даже не знала, как что в барабанах называется. Но пару песен до сих пор помню. Недавно нашла сайт этих ребят оказывается, у них сейчас контракт с каким-то финским лейблом, гастроли, все остальное.
Но в две бочки-то сыграешь сейчас?
Вряд ли. То есть, что-то по минимуму могу, но не более того. Этим же надо специально заниматься. Зато с одной ногой люблю всяческие форшлаги и прочие мелочи!
Кстати, при альтернативе играть (допустим, случилась такая необходимость и ты достаточно поготовлена) в две бочки или с карданом, что ты выберешь? При условии, что все тебе привезут и поставят лучшего качества, отстройки и так далее.
Наверное, буду на саундчеке гонять техников: «Поставьте мне это, а теперь это», и потом выберу. Так с ходу ответить не могу не хватает опыта пользования, чтобы сравнивать.
Разумно. А на концертах ты играешь с метром в ушах или без?
С метрономом играю, когда есть плэй-бэк портостудия, отдельный канал для барабанщика, и т.д. Тут уж без него никак. А так нет. Мне кажется, что если музыка полностью живая в клике нет смысла.
Подходим к концу потихоньку. Представь ситуацию, что у тебя есть дочь лет, скажем, 14-ти. В какой-то момент ты узнаешь, что она хочет играть на ударных. Твои действия?
Да пускай играет. Наверное, помогу ей с преподавателем, сама что-то расскажу. У каждого есть выбор, чем заниматься.
То есть, помочь ей захочешь, да? О чем тогда расскажешь в первую очередь?
Точно не буду стращать практика показывает, что по жизни пока человек на себе не испытает, не поймет.
Возможно, какие-то базовые знания теории, сольфеджио, постановки, посадки и т.д.
А о чем ни за что не расскажешь? Из области «Тяжела и неказиста
», я имею в виду.
«Доченька, ну подумай, зачем тебе эти барабаны? Таскать их, на сцене тебя нифига не видно, скучные рудименты часами надо играть» вот этого точно не будет. Пускай сама познает. Если желание играть серьезное, то перечисленное выше не помеха. Если нет то нет.
Отлично. Последний вопрос: чего бы ты посоветовала НЕ делать девчонкам, которые только-только начали заниматься барабанным делом?
Главное не слушать тех, кто говорит примерно следующее: «Не, ну ты че, женщина не может играть на барабанах, как мужчина и никогда не сможет, так что даже не стоит и ваще зачем тебе это».
Вера в себя, усидчивость, хороший преподователь и желание и все будет хорошо!
21 октября 2005
Общалась Маша Киндер
DRUMGIRLS
© 2005
назад
|